Детские дома
Интернаты
О ходе проекта "Открытые двери" в домах престарелых и психоневрологических интернатах
Читать далеетелефон горячей линии 8 800 201 87 56
О ходе проекта "Открытые двери" в домах престарелых и психоневрологических интернатах
Читать далееОсобенные дети
Помните социальную рекламу: «Инвалид, не инвалид — люди так не делятся»? Вполне здравая мысль, которую сейчас пытаются словами и кое-какими делами закрепить в сознании наших граждан. Чтобы человек, например, слабослышащий или незрячий, или в инвалидной коляске с детства, с детского сада, со школьной скамьи ощущал себя равным другим людям. Для этого придумали, по-научному выражаясь, инклюзивное образование, то есть совместное обучение мальчишек и девчонок здоровых и с ограниченными возможностями здоровья. Впрочем, это более широкое понятие, подразумевающее гибкий подход к преподаванию, удовлетворяющее разные потребности в обучении самых разных детей с особым развитием. Ничего плохого в такой методике нет. Но должно сохраняться право выбора родителей и детей, где учиться: в специальной (коррекционной) школе в среде таких же сверстников или же в общеобразовательной школе с ровесниками без отклонений в здоровье. В стране сейчас активно развивается совместное обучение. Но есть и коррекционные школы интернаты. Такая же картина и в нашей области, сказали в региональном управлении образования и науки.
Бунт в Моршанске: всё ли так плохо?
Не так давно информационное пространство региона просто взорвалось возмущениями родителей, чьи дети учатся в Моршанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Здесь в основном занимаются дети с нарушениями зрения, речи, интеллекта. На одном из форумов родители поделились своими страхами: местные власти школу грозятся закрыть, детей жёстко распределить по обычным общеобразовательным школам, где, по мнению мам и пап, нет условий для обучения их особых деток, учителя не смогут уделять им много внимания, а одноклассники будут обижать и задирать. В общем, родители обрисовали ситуацию в исключительно мрачных красках, общественность возбудилась: вообще в последнее время любят у нас спекулировать на детской теме... Впрочем, понять тех родителей можно: нынешняя жизнь многих из нас такова, что от предстоящих перемен ничего хорошего ждать не приходится (убеждались уже не раз), да и в современном образовании сейчас много есть противоречивого, но, видимо, надо как-то строить свою дальнейшую жизнь, исходя из имеющихся возможностей. Тем более что с этой школой дело обстоит не так уж ужасно.
Начальник отдела интернатных учреждений управления образования и науки области О. Сячина пояснила, что процесс реорганизации сети интернатных учреждений в области ведётся уже несколько лет, начиная с 2007 года. «Это вызвано рядом объективных причин, — говорит Ольга Николаевна. — К примеру, в регионе активно развивается институт приёмных семей, сокращается количество социальных сирот. Наполняемость интернатных учреждений уменьшается. Сегодня в Моршанской школе-интернате воспитываются 96 детей. Изначально, когда эта школа-интернат создавалась именно для детей с нарушениями зрения, здесь было гораздо больше воспитанников...
Поэтому было принято решение рассмотреть вопрос о реорганизации моршанской школы. Но окончательно оно пока не принято. Дети доучатся этот учебный год. Но в любом случае никакого нарушения прав ребёнка здесь нет. С каждым родителем велась и ведётся работа: предлагаются разные варианты продолжения обучения — в других специальных (коррекционных) школах-интернатах, специализирующихся на обучении детей с определённым нарушением, а также в общеобразовательных школах в специальных классах для детей с ограниченными возможностями здоровья или вместе со всеми детьми.
Так, детям с нарушениями зрения и речи предложено учиться в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №2 в деревне Красненькой Тамбовского района, где имеется необходимая материально-техническая база и работают учителя, имеющие соответствующее дефектологическое образование. Дети с задержкой психического развития могут продолжить обучение в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате города Котовска. Дети с нарушением интеллекта — в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения. В этих учреждениях созданы более качественные условия как для проживания, так и для реабилитации.
Каждый родитель волен выбрать то, что ему удобно. Многие мамы и папы определились. Но осталась группа родителей, не желающих понимать ситуацию. В основном это жители Моршанска и Моршанского района. Им удобно учить детей в этой школе. Но в Моршанске есть общеобразовательная школа № 3, технически оборудованная для детей с нарушениями, где уже учатся такие дети, и там готовы ещё принять учеников».
Если решение о реорганизации школы будет принято, то, уверили в управлении образования и науки области, здание, материально-техническую базу учреждения планируют использовать во благо: тут создадут центр профессионального образования для юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья.
Специнтернат или массовая школа: право выбора
Всего же сейчас в области насчитывается одиннадцать специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых чуть более тысячи учащихся. Какова дальнейшая судьба этих школ-интернатов, покажет время. Если там будут дети, то они останутся...
Но параллельно развивается и совместное обучение. Так, в обычных общеобразовательных (их ещё называют массовыми) школах области учатся 1787 детей с ограниченными возможностями здоровья. Создаются специальные коррекционные классы из детей с ограниченными возможностями. Сейчас создано 24 таких класса на базах шести общеобразовательных школ, занимаются здесь 253 ребёнка. И есть классы интегрированного обучения, где вместе с детьми без отклонений в здоровье занимается несколько (обычно один-два-три) учеников с ограниченными возможностями. Таких классов насчитывается 128, действующих в 81 общеобразовательной школе, учатся тут 185 учащихся. А на дому обучаются 530 детей.
В рамках государственной программы «Доступная среда» выделяются федеральные и областные деньги на техническое переоснащение обычных школ: устанавливаются пандусы, специально оборудуются санузлы и раздевалки, ступеньки, повороты коридоров помечаются световой разметкой... Для занятий приобретаются специальное компьютерное оборудование и программы для детей с нарушениями слуха и зрения, звукоусиливающая аппаратура... Таким образом, уже оборудовано двадцать общеобразовательных школ, в этом году планируется оборудовать ещё десять. Предполагается, что в каждой территории будет хотя бы одна такая школа, а в крупных населённых пунктах — несколько.
Главное, чтобы пандусы, разметки на самом деле были удобными, а не для «галочки» установленными. И на деле трудности в основном возникают не из-за отсутствия какой-то техники, а с организацией учебного процесса: важно решить, сколько детей и с какими нарушениями можно посадить в один класс, как учителю распределить время на уроке, чтобы уделить внимание всем ученикам, ведь ребёнок с нарушениями здоровья, занимаясь вместе со всеми, тем не менее будет обучаться по индивидуальной программе, кроме того, ему положены в общеобразовательной школе занятия со специалистами по коррекции его нарушения и дополнительные занятия по общеобразовательным предметам. Получит ли такое внимание особый ребёнок, будет зависеть от профессионализма и порядочности учителя и школьного руководства, которое вправе материально стимулировать труд педагога, занимающегося с инвалидом.
Чтобы не оказаться между двух миров
Будет ли толк от совместного обучения, зависит от многих условий. «Совместное обучение возможно, — считает учитель-дефектолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2 в д. Красненькой Тамбовского района В. Кузнецова. — Но подход должен быть индивидуальным. Всё зависит от способностей ребёнка, вида его отклонения, роли родителей в его обучении. Как бы хорошо с учеником ни занимались в школе, без помощи родителей он не сможет самостоятельно овладеть нужным объёмом знаний. Но, на мой взгляд, не может быть и речи о закрытии специальных школ-интернатов. Так, у детей с умственной отсталостью, со сниженным интеллектом есть потенциал для развития, на них нельзя ставить крест, их нужно обучать, улучшать качество их жизни, но, по моему мнению, это возможно только в среде таких же сверстников. Ведь это дети с определённой психологией, они ранимы, уязвимы, доверчивы... Дети с сохранным интеллектом, но с нарушениями слуха, зрения, при определённых условиях могут добиться отличных результатов в совместном обучении. Примеры в жизни тому есть. С «опорниками», мне кажется, сложней. Им нужны комфортные условия для передвижения и сопровождающий».
Любопытным мне показалось мнение специалистов о том, в каком коллективе лучше обучаться детям с нарушениями слуха, зрения. Есть профессиональное суждение, что глухому, слабослышащему ребёнку для более полной адаптации лучше будет заниматься по одному человеку в классе с обычно развивающимися детьми. Если детей с нарушениями слуха будет два-три и больше, то они вполне могут слиться в эдакую диаспору и разговаривать между собой жестами, так и не научившись говорить словами. Примерно так, говорят некоторые родители, получилось в тамбовской общеобразовательной школе № 5, где создан класс для детей с нарушениями слуха. Эти дети не только учатся отдельно, но и на переменках собираются вместе и на общешкольных мероприятиях им скучно. Поэтому в принципе интеграции-то и не получилось... А незрячему, наоборот, одному в классе с обычными детьми будет психологически некомфортно. Он сможет учиться, добиваться хороших результатов, но радости от пребывания в школе, скорей всего, не получит.
Согласитесь, коллектив, в котором душевно и уютно, играет не последнюю роль и в учебных делах, и в развитии ребёнка как личности, его умении общаться и ладить с людьми, что, несомненно, отразится на его дальнейшей жизни, в том числе и личной. Есть масса примеров, когда дети с ограниченными возможностями здоровья успешно заканчивали общеобразовательную школу, учились дальше, находили себя в профессии, при этом одни социализировались, оставаясь в среде инвалидов, другие вливались в общество здоровых.
Но есть другие истории. Глухая девочка с первого класса училась в общеобразовательной школе. Её мама очень старательно занималась с дочкой. Но в старших классах с учёбой что-то разладилось, девочка перестала «тянуть» программу массовой школы и вынуждена была перейти в специальную школу-интернат. Получилось, что и в мире слышащих она не стала своей, и в мире не слышащих оказалась чужой. И потом, хотя девушка смогла закончить профессиональное училище вместе со слышащими, найти работу она так и не смогла, в результате «села» на инвалидную пенсию... Поэтому даже после успешной интеграции в коллектив ровесников из массовой школы, техникума, вуза сохраняется вероятность того, что молодые люди с особым развитием всё равно значительно больше будут общаться друг с другом, с себе подобными, которые понимают и принимают. Это потому, что совместным обучением в школе процесс интеграции инвалидов в общество вовсе не заканчивается, а только начинается.
Людмила СОКРУШАЕВА.