Открытые двери

Открытые двери

телефон горячей линии 8 800 201 87 56

Children

Детские дома

О ходе проекта "Открытые двери" в детских домах

Читать далее

Детские дома

Wedding

Интернаты

О ходе проекта "Открытые двери" в домах престарелых и психоневрологических интернатах

Читать далее

Интернаты

Children

Заключенные

О ходе проекта "Открытые двери" по работе с заключенными

Читать далее

Сизо и Ивс

Проблема

Управление Образования и Науки Тамбовской области рассматривает вопрос о ликвидации Моршанской школы-интерната. Более 100 детей-инвалидов и сирот могут лишиться квалифицированного образования. Их могут отправить на учебу в обычные школы и другие школы-интернаты. Это решение неокончательное, однако родители воспитанников уверены, что планы чиновников будут доведены до завершения. Наша задача помочь участникам этого конфликта найти взаимоприемлемое решение.

Статья из газеты Тамбовская жизнь

Особенные дети

Помните социальную рекламу: «Инвалид, не инвалид — люди так не делятся»? Вполне здравая мысль, которую сейчас пытаются словами и кое-какими делами закрепить в сознании наших граждан. Чтобы человек, например, слабослышащий или незрячий, или в инвалидной коляске с детства, с детского сада, со школьной скамьи ощущал себя равным другим людям. Для этого придумали, по-научному выражаясь, инклюзивное образование, то есть совместное обучение мальчишек и девчонок здоровых и с ограниченными возможностями здоровья. Впрочем, это более широкое понятие, подразумевающее гибкий подход к преподаванию, удовлетворяющее разные потребности в обучении самых разных детей с особым развитием. Ничего плохого в такой методике нет. Но должно сохраняться право выбора родителей и детей, где учиться: в специальной (коррекционной) школе в среде таких же сверстников или же в общеобразовательной школе с ровесниками без отклонений в здоровье. В стране сейчас активно развивается совместное обучение. Но есть и коррекционные школы интернаты. Такая же картина и в нашей области, сказали в региональном управлении образования и науки.

Бунт в Моршанске: всё ли так плохо?

Не так давно информационное пространство региона просто взорвалось возмущениями родителей, чьи дети учатся в Моршанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Здесь в основном занимаются дети с нарушениями зрения, речи, интеллекта. На одном из форумов родители поделились своими страхами: местные власти школу грозятся закрыть, детей жёстко распределить по обычным общеобразовательным школам, где, по мнению мам и пап, нет условий для обучения их особых деток, учителя не смогут уделять им много внимания, а одноклассники будут обижать и задирать. В общем, родители обрисовали ситуацию в исключительно мрачных красках, общественность возбудилась: вообще в последнее время любят у нас спекулировать на детской теме... Впрочем, понять тех родителей можно: нынешняя жизнь многих из нас такова, что от предстоящих перемен ничего хорошего ждать не приходится (убеждались уже не раз), да и в современном образовании сейчас много есть противоречивого, но, видимо, надо как-то строить свою дальнейшую жизнь, исходя из имеющихся возможностей. Тем более что с этой школой дело обстоит не так уж ужасно.

Начальник отдела интернатных учреждений управления образования и науки области О. Сячина пояснила, что процесс реорганизации сети интернатных учреждений в области ведётся уже несколько лет, начиная с 2007 года. «Это вызвано рядом объективных причин, — говорит Ольга Николаевна. — К примеру, в регионе активно развивается институт приёмных семей, сокращается количество социальных сирот. Наполняемость интернатных учреждений уменьшается. Сегодня в Моршанской школе-­интернате воспитываются 96 детей. Изначально, когда эта школа-интернат создавалась именно для детей с нарушениями зрения, здесь было гораздо больше воспитанников...

Поэтому было принято решение рассмотреть вопрос о реорганизации моршанской школы. Но окончательно оно пока не принято. Дети доучатся этот учебный год. Но в любом случае никакого нарушения прав ребёнка здесь нет. С каждым родителем велась и ведётся работа: предлагаются разные варианты продолжения обучения — в других специальных (коррекционных) школах-­интернатах, специализирующихся на обучении детей с определённым нарушением, а также в общеобразовательных школах в специальных классах для детей с ограниченными возможностями здоровья или вместе со всеми детьми.

Так, детям с нарушениями зрения и речи предложено учиться в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-­интернате №2 в деревне Красненькой Тамбовского района, где имеется необходимая материально-техническая база и работают учителя, имеющие соответствующее дефектологическое образование. Дети с задержкой психического развития могут продолжить обучение в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-­интернате города Котовска. Дети с нарушением интеллекта — в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения. В этих учреждениях созданы более качественные условия как для проживания, так и для реабилитации.

Каждый родитель волен выбрать то, что ему удобно. Многие мамы и папы определились. Но осталась группа родителей, не желающих понимать ситуацию. В основном это жители Моршанска и Моршанского района. Им удобно учить детей в этой школе. Но в Моршанске есть общеобразовательная школа № 3, технически оборудованная для детей с нарушениями, где уже учатся такие дети, и там готовы ещё принять учеников».

Если решение о реорганизации школы будет принято, то, уверили в управлении образования и науки области, здание, материально-техническую базу учреждения планируют использовать во благо: тут создадут центр профессионального образования для юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья.

Специнтернат или массовая школа: право выбора

Всего же сейчас в области насчитывается одиннадцать специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых чуть более тысячи учащихся. Какова дальнейшая судьба этих школ­-интернатов, покажет время. Если там будут дети, то они останутся...

Но параллельно развивается и совместное обучение. Так, в обычных общеобразовательных (их ещё называют массовыми) школах области учатся 1787 детей с ограниченными возможностями здоровья. Создаются специальные коррекционные классы из детей с ограниченными возможностями. Сейчас создано 24 таких класса на базах шести общеобразовательных школ, занимаются здесь 253 ребёнка. И есть классы интегрированного обучения, где вместе с детьми без отклонений в здоровье занимается несколько (обычно один-­два­-три) учеников с ограниченными возможностями. Таких классов насчитывается 128, действующих в 81 общеобразовательной школе, учатся тут 185 учащихся. А на дому обучаются 530 детей.

В рамках государственной программы «Доступная среда» выделяются федеральные и областные деньги на техническое переоснащение обычных школ: устанавливаются пандусы, специально оборудуются санузлы и раздевалки, ступеньки, повороты коридоров помечаются световой разметкой... Для занятий приобретаются специальное компьютерное оборудование и программы для детей с нарушениями слуха и зрения, звукоусиливающая аппаратура... Таким образом, уже оборудовано двадцать общеобразовательных школ, в этом году планируется оборудовать ещё десять. Предполагается, что в каждой территории будет хотя бы одна такая школа, а в крупных населённых пунктах — несколько.

Главное, чтобы пандусы, разметки на самом деле были удобными, а не для «галочки» установленными. И на деле трудности в основном возникают не из­-за отсутствия какой-­то техники, а с организацией учебного процесса: важно решить, сколько детей и с какими нарушениями можно посадить в один класс, как учителю распределить время на уроке, чтобы уделить внимание всем ученикам, ведь ребёнок с нарушениями здоровья, занимаясь вместе со всеми, тем не менее будет обучаться по индивидуальной программе, кроме того, ему положены в общеобразовательной школе занятия со специалистами по коррекции его нарушения и дополнительные занятия по общеобразовательным предметам. Получит ли такое внимание особый ребёнок, будет зависеть от профессионализма и порядочности учителя и школьного руководства, которое вправе материально стимулировать труд педагога, занимающегося с инвалидом.

Чтобы не оказаться между двух миров

Будет ли толк от совместного обучения, зависит от многих условий. «Совместное обучение возможно, — считает учитель-­дефектолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-­интерната № 2 в д. Красненькой Тамбовского района В. Кузнецова. — Но подход должен быть индивидуальным. Всё зависит от способностей ребёнка, вида его отклонения, роли родителей в его обучении. Как бы хорошо с учеником ни занимались в школе, без помощи родителей он не сможет самостоятельно овладеть нужным объёмом знаний. Но, на мой взгляд, не может быть и речи о закрытии специальных школ­-интернатов. Так, у детей с умственной отсталостью, со сниженным интеллектом есть потенциал для развития, на них нельзя ставить крест, их нужно обучать, улучшать качество их жизни, но, по моему мнению, это возможно только в среде таких же сверстников. Ведь это дети с определённой психологией, они ранимы, уязвимы, доверчивы... Дети с сохранным интеллектом, но с нарушениями слуха, зрения, при определённых условиях могут добиться отличных результатов в совместном обучении. Примеры в жизни тому есть. С «опорниками», мне кажется, сложней. Им нужны комфортные условия для передвижения и сопровождающий».

Любопытным мне показалось мнение специалистов о том, в каком коллективе лучше обучаться детям с нарушениями слуха, зрения. Есть профессиональное суждение, что глухому, слабослышащему ребёнку для более полной адаптации лучше будет заниматься по одному человеку в классе с обычно развивающимися детьми. Если детей с нарушениями слуха будет два-­три и больше, то они вполне могут слиться в эдакую диаспору и разговаривать между собой жестами, так и не научившись говорить словами. Примерно так, говорят некоторые родители, получилось в тамбовской общеобразовательной школе № 5, где создан класс для детей с нарушениями слуха. Эти дети не только учатся отдельно, но и на переменках собираются вместе и на общешкольных мероприятиях им скучно. Поэтому в принципе интеграции-­то и не получилось... А незрячему, наоборот, одному в классе с обычными детьми будет психологически некомфортно. Он сможет учиться, добиваться хороших результатов, но радости от пребывания в школе, скорей всего, не получит.

Согласитесь, коллектив, в котором душевно и уютно, играет не последнюю роль и в учебных делах, и в развитии ребёнка как личности, его умении общаться и ладить с людьми, что, несомненно, отразится на его дальнейшей жизни, в том числе и личной. Есть масса примеров, когда дети с ограниченными возможностями здоровья успешно заканчивали общеобразовательную школу, учились дальше, находили себя в профессии, при этом одни социализировались, оставаясь в среде инвалидов, другие вливались в общество здоровых.

Но есть другие истории. Глухая девочка с первого класса училась в общеобразовательной школе. Её мама очень старательно занималась с дочкой. Но в старших классах с учёбой что-­то разладилось, девочка перестала «тянуть» программу массовой школы и вынуждена была перейти в специальную школу-­интернат. Получилось, что и в мире слышащих она не стала своей, и в мире не слышащих оказалась чужой. И потом, хотя девушка смогла закончить профессиональное училище вместе со слышащими, найти работу она так и не смогла, в результате «села» на инвалидную пенсию... Поэтому даже после успешной интеграции в коллектив ровесников из массовой школы, техникума, вуза сохраняется вероятность того, что молодые люди с особым развитием всё равно значительно больше будут общаться друг с другом, с себе подобными, которые понимают и принимают. Это потому, что совместным обучением в школе процесс интеграции инвалидов в общество вовсе не заканчивается, а только начинается.

Людмила СОКРУШАЕВА.